Как мальчик выбрал иномарку вместо барана: животные устроили Сабантуй в Кариевском театре
Триумф казанских театров: Камаловский, Кариевский и «Экият» возвращаются с «Золотой маской»
Притча о потерянной «Алтынч[ае]ч» и не только: как Татарский ТЮЗ фиксирует современность
ТЕКСТ КЛАССИКА ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ АМИРХАНА ЕНИКИ ВЗЯЛ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ТЮЗ КАРИЕВА
В конце года в Казани прошел XV Всероссийский фестиваль молодой режиссуры "Ремесло".
Традиционно в середине декабря в Казани прошел фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», организованный Татарским ТЮЗом имени Г. Кариева
На юбилейном фестивале «Ремесло-2023» в Казани выступят 15 театров
Театр Кариева представил поэтическо-музыкальный спектакль «Муса.Моабит» в формате урока
«Алые паруса» — история, поставленная чуть ли не в каждом городе страны. Каждый, вероятно, ходил маленьким на какой-то спектакль по этой повести или уж точно многие смотрели ставший классикой фильм Птушко 1961 года. Вот и Казанский ТЮЗ им. Г. Кариева берется за этот неоромантический материал Александра Грина.
КАЗАНСКИЙ ТАТАРСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМЕНИ ГАБДУЛЛЫ КАРИЕВА ПРОВЕДЕТ ШКОЛУ ИНСЦЕНИРОВКИ
О XX Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»
ТЮЗ КАРИЕВА ГОТОВИТ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРФОРМАНС «ЗАРОЖДЕНИЕ»
В Театре имени Габдуллы Кариева прошла пятая режиссерская лаборатория TAMGA
Театр Кариева мероприятия к 35-летнему юбилею начнет с комедии «Артист».
Казанский татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева приглашает всех желающих посетить спектакль «Гульчачак» режиссера Булата Гатауллина.
В Казанском татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялась премьера спектакля «Приключения Рустама» - «Ростэм мажаралары» по повести Аделя Кутуя. Режиссером постановки выступил Тимур Кулов.
В Казанском татарском театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялась премьера постановки «Ромео и Джульетта». Знакомая всем история любви в ней все та же — двое молодых людей не могут быть вместе, так как их семьи враждуют между собой. Все это, как и завещал некогда Шекспир, заканчивается страшной трагедией.
Кариевский театр показал «Ромео и Джульетту»
В пятницу, 30 сентября, Казанский Татарский театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева открыл 35-й юбилейный сезон. Театр находится в самом расцвете сил - уже не неопытный юнец, но еще не закостенелый старец. А потому в нем продолжают экспериментировать, и эти эксперименты привлекают внимание как молодежи, так и искушенных театров.
Актер Татарского ТЮЗа им. Кариева Муса Камалов стал абсолютным батыром театрального Сабантуя, который прошел сегодня в Мензелинске. Он победил в финальной схватке по национальной борьбе көрәш, положив на лопатки своего оппонента.
15-го и 16 июня в Татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялись премьерные показы «
Йосыфа». Спектакль — один из финальных в этом сезоне, но приурочен к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией и призван популяризировать татарскую классику.
«Сейчас молодежи нужны лидеры»: чему учит тинейджера история пророка Йусуфа
15 июня в Казанском Татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялась премьера спектакля «Йосыф». Режиссером постановки выступил Ренат Аюпов.
В Казани продолжаются мероприятия, организованные в рамках празднования 1100-летия со дня принятия ислама Волжской Булгарией. Одним из них стала премьера спектакля «Йусуф» в Татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева. В основе постановки - поэма булгарского поэта XIII века Кул Гали «Сказание о Йусуфе» и 12-я сура Корана, состоящая из 111 аятов и повествующая о жизни пророка Йусуфа.
ТЮЗ имени Габдуллы Кариева готовит к премьере спектакль «Йосыф», приуроченный к 1100-летию со дня принятия ислама Волжской Булгарией. Одними из первых казанцы смогут увидеть эту постановку 15 и 16 июня.
В разгул пандемии коронавируса театры Татарстана, возмещая отсутствие показов, разместили в Сети архивные спектакли. Сегодня мы смотрим эскиз «Юри сөйләшәү» («Молчанка»), чья жизнь не продлилась дальше показа на лаборатории Tamga, а жаль — это могла бы быть невероятно успешная, как минимум с точки зрения фестивальной жизни, работа с маркировкой 18+.
В парке «Черное озеро» состоялся поэтическо-хореографический перформанс «Многоликий Тукай», посвященный 136-летию со дня рождения известного татарского поэта и публициста.Артисты театра им.Кариева прочитали стихотворения поэта и собственные произведения.
В декабре в Казанском татарском ТЮЗе им Г.Кариева состоялась премьера сказки «Камыр Батыр». Эта постановка оказалась особенной во всех отношениях. Необычна и сама история её создания, и ситуация выпуска спектакля, и наконец, реакция на него критиков и медийных лиц. Он не просто вырос из лабораторного эскиза, как это в последнее время часто случается, «Камыр Батыр» был замешен на дрожжах целых двух лабораторий: II режиссёрской лаборатории «Tamga», проходившей летом 2020 года, и детской (!) драматургической «Лаборатории одной сказки», состоявшейся в августе 2021 года под руководством драматурга, режиссёра, сценариста и педагога Алексея Житковского.
То, что Казанский татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева ставит современные, оригинальные, смелые спектакли, герои которых часто - самые обычные, но от этого не менее, а то и более интересны зрителям - не новость. Однако очередная их премьера - притча «Алтынч[ае]ч» - провокация в чистом виде.
В минувшие выходные в казанском татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялась премьера спектакля «Искупление». Первым героем, с которым знакомятся зрители, становится одинокий старик Хай. Остальных персонажей, появляющихся по ходу действия, он словно не замечает, живя воспоминания о покойных и тех событиях, исхода которых изменить уже нельзя. Он из раза в раз проживает послевоенные годы, потерю мечту, ссору с другом, смерть сына и жены, игнорируя настоящее.
Главную роль в «Искуплении» играет Нуриахмет Сафин, заслуженный и народный артист Татарстана, заслуженный артист России. Он - один из основателей театра имени Габдуллы Кариева. В 2021 году актеру исполнилось 75 лет - столько же, сколько и Хаю. который, к слову, по сюжету является монтажером театральной сцены на пенсии. Постановка стала подарком Нуриахмету Валиахметовичу к юбилею.
С 30 ноября по 5 декабря в Казани прошел театральный фестиваль молодой режиссуры «Ремесло». Организаторы представили 13 разных спектаклей из России и Казахстана, среди которых было два кукольных для аудитории старше 16 лет.
5 декабря заканчивается XIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло». Все шесть фестивальных дней параллельно с театральной шла образовательная программа. Ее организацию, как и «Ремесла» в целом, на себя взял Татарский театр юного зрителя имени Г. Кариева. 4 декабря о современном театре, его видах, темах и именах поразмышляли театральные критики Владислава Куприна и Глеб Ситковский. Собеседником приглашенных спикеров неизменно выступал куратор специальных проектов театра имени Г. Камала Нияз Игламов.
Кариевский театр представил первую премьеру сезона — спектакль «Суннатчи бабай» по произведениям Гаяза Исхаки.
Ренат Аюпов, главный режиссер Кариевского театра, несколько раз работал с материалом Исхаки. В частности, в Мензелинском театре он ставил спектакли «Сөннәтче бабай» и «Остазбикә» по его рассказам.
Театр волен рефлексировать о мире свободно: если в фокус его рефлексии попадает табу, от этого никто не проигрывает, а иногда даже выигрывает — сам мир, таким образом лечащий свои язвы и проводящий профилактику катастроф. Можно с полнокровной эмпатией относиться к родителям, пытающимся оградить детей от зла и его опасностей, но театр — небезопасное место. Театр никому не обещал лелеять мораль. Театр юного зрителя не создан по образу и подобию детского сада, как и театр вообще — по образу и подобию школы. Театр — это зона высокого напряжения, зона активного усилия ума. Он играет с чистой рукой: вы всегда знаете, на что соглашаетесь.
Каждому свое. Зрителю — выбор, а театру — поиск, тело, встречи и столкновения с миром. А встречи и столкновения порою бывают летальны.
Театр имени Кариева представил необычное произведение — пьесу «Ак чәчәкләр кебек» («Белые цветы. Отражение») заслуженного врача РФ Равии Мухиной, посвященную 110-летию Габдрахмана Абсалямова и 55-летию романа «Белые цветы».
Мне интересны театры малых городов — и профессиональные, и любительские. Их руководители, режиссеры, актеры — амбициозные, смелые, дерзкие. Они организуют свои фестивали, открывают имена молодых талантливых режиссеров.
По словам режиссера, сила и преимущество театра для ребенка среди других элементов из сферы развлечения заключается в том, что в нем «живой человек со сцены говорит с живым человеком в зале, обмениваясь живой энергией».
Екатерина Гороховская уверена: для того, чтобы заинтересовать ребенка, театр должен идти навстречу своему зрителю. «Сейчас не время вещания, а время диалога, горизонтальных связей. Оно предполагает то, что я не просто приношу какой-то факт или информацию, а даю мотивацию: зачем ребенку это нужно и почему должно волновать, какая связь между этими событиями, как обработать это количество информации и какие связи выстроить», – объясняла она на встрече с журналистами, приуроченной к премьере постановки. – «Дети смотрят на интерпретацию, образное воплощение информации, произведения. Мне кажется, что театр нужен ребенку сегодня для того, чтобы дать альтернативу виртуальной жизни и напомнить, что есть что-то другое».
«Да, меня пригласили в театр им. Кариева. Для меня это первый опыт постановки в этом театре, хотя наше сотрудничество зародилось раньше: их главный режиссер Ринат Аюпов ставил в Салавате спектакль по повести Мустая Карима «Радость нашего дома», — сообщил Ильсур Казакбаев агентству «Башинформ». — Насчет концепции спектакля по повести «Оҙон-оҙаҡ баласаҡ» пока думаем, хочется что-то новое, чтобы не повторять прежние постановки»
Вообще, с позитивными героями в пьесе нелегко. Аниса, к примеру, врет родителям, что беременна, чтобы выйти замуж, но это все сразу забывается в круговороте событий. Председатель Гаптери (Ильназ Хабибуллин) хочет пропиариться за счет Хайдара, у которого редкая кровь — она защищает от СПИДа. Картошка без колорадского жука и уникальная кровь — да за такого Хайдара точно выдадут дочь замуж. Не слишком охотно, конечно, ведь ему 42, а ей 23, к тому же во всей истории ощущается запутанный психологический трюк. И когда мать говорит, что согласна на неравный брак, возникает редкий момент в спектакле, когда видишь трагедию женщины, которая вышла не за того и теперь хочет, чтобы дочь прожила за нее жизнь.
II лаборатория режиссеров TamGa в Казани
Алексей Гончаренко
Татарский ТЮЗ имени Габдуллы Кариева во второй раз провел режиссерскую лабораторию «TamGa». Во время первой режиссеры cами выбирали современные тексты, и в результате в репертуаре появился «Умник» по книге Мари-Од Мюрай в постановке Екатерины Корабельник. В этот раз тема оказалась сложнее – татарские сказки. Не актуальное, цепляющее, а так называемое вечное. Знакомое, но от этого не то чтобы понятное. И дело не только в том, что все знают их наизусть, а в том, что действие в них строится по принципиально иным, додраматургическим законам. И вот это для режиссеров – уже задачка со звездочкой.
На лаборатории «Тамга» в театре им. Кариева выясняли, кому нужен Тукай без сатиры и как сказка о батыре превратилась в историю о мутантах
В татарском ТЮЗе им. Кариева прошла вторая режиссерская лаборатория «Тамга». Здесь вновь размышляли о том, как может и должен развиваться национальный театр для детей и подростков. На этот раз режиссеры не сами выбирали материал, а работали с распределенными между ними сказками. О том, как превратить «наше татарское все» из значка в живого человека и как связаны Бертольд Брехт и Алтынчеч, — в материале «БИЗНЕС Online».
Голосование определило, с какой пьесой (среди других) обязательно будут работать участники режиссерской лаборатории "TAMGA", которая пройдет в Кариевском театре в мае: с "Девочкой с головой волка". Кстати сказать, для лаборатории эту пьесу переведут на татарский язык. Ну а потом, вполне возможно, по "Девочке…" поставят спектакль, и он войдет в постоянный репертуар Кариевского театра.
Несмотря на возрастное ограничение спектакля – 6+, он будет интересен и заставит задуматься даже взрослых. Увлекая зрителей сказочными сюжетами, ярким художественным и музыкальным решением, спектакль предлагает разговор на серьезные темы: победа над искушением и верность долгу, самопожертвование и прощение, дружба и любовь.
Питер Пэн. Мальчик, который не хочет взрослеть. Казалось бы, уже на этом можно было построить спектакль, потому что интеллектуалами отмечается, что нынешнее поколение подростков и молодежи - как раз эти "Питеры Пэны" (после "generation П" - "generation П.П."). Аюпов решил пойти дальше, для него характерны интуитивно-режиссерские вставки современных философских проблем. Он размышляет на тему "зависания" людей в интернете. Логично: подростки пропадают в сети, благодаря деформации мировоззрения не умеют жить в реальности, наивно полагая, что сеть заменит им реальность. Однако становится все только хуже.
Министр культуры Ирада Аюпова в приветствии к открытию фестиваля сказала: «Это замечательный проект, направленный на создание комфортной профессиональной среды для начинающих режиссеров и поддержание молодежного творчества, стал одним из ожидаемых и заметных культурных событий нашей республики».
Всероссийский театральный фестиваль молодых режиссеров «Ремесло» давно стал визитной карточкой Татарстана. Его ждут, обсуждают, его ставят в пример, порой критикуют, но, в любом случае, аншлаги на спектаклях – свидетельство того, что мероприятие востребовано. Можно сказать с уверенностью, что «Ремесло» уже заняло свою нишу в театральном пространстве России. Сегодня фестиваль активно работает на престиж Казани и республики, привлекая гостей из других регионов.
Казанский татарский ТЮЗ им. Габдуллы Кариева после 17-летнего перерыва приедет с гастролями в Набережные Челны. Об этом журналистам сообщили директор театра Гузель Сагитова и ведущий артист театра Ильнар Низамиев.
«Татарки не умеют красиво любить?»: как Ильгиз Зайниев отослал «письма» Аделя Кутуя
Будущий главреж театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев представил в ТЮЗе им. Кариева свою версию «Неотосланных писем» Аделя Кутуя. И в его трактовке потеряли предлог «не»… О том, насколько красноречивой может быть сценография из стульев и простыни и почему соцреалистическая повесть Кутуя стала актуальной в третью волну феминизма, — в материале корреспондентов «БИЗНЕС Online», побывавших на пресс-показе спектакля.
Татарский ТЮЗ имени Г. Кариева организует в Казани музыкальную лабораторию под названием «Наша песня». Ее участники должны создать произведения, которые смогут обогатить татарскую музыкальную сцену.
«С помощью лаборатории нужно будет найти золотой срединный путь для создания песен», – пояснила директор Татарского театра юного зрителя Гузель Сагитова.
Артисты стараются скрыть свое стеснение непристойных фраз и выражений, а режиссер видит то, как теряется экспрессивность произведения при переводе на татарский язык и связывает это с менталитетом татарского народа.
- Наш народ не сквернословит на людях. Может быть мы и ругаемся, но только не вынося этого из дома. И когда мы слышим это слово в общественности или в театре - это катастрофа. Но у нас здесь полная свобода слова. Потому что это лаборатория. Поиски и проба нового. Это огромный плюс для артистов, когда они переходят какие-то рамки повседневной жизни, - уверяет режиссер.
Хорошо, что сейчас существует лабораторное движение. Зрители и руководство театра могут на этапе лаборатории понять, какой из эскизов доделывать, а какой — забыть как страшный сон. Кроме того, такой формат помогает театру решиться на что-то новое. Скажем, сделать спектакль для подростков сложно, но на лаборатории как раз получился хороший подростковый эскиз, с которым можно работать дальше. Вдобавок есть возможность освоить новые пространства театра. Наш эскиз, к примеру, играется в фойе: мы используем гардероб как готовую декорацию.
Татарский театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева представил пестречинцам свой новый спектакль «Шайбу! Шайбу!».
Этот уникальный спектакль результат совместного творчества двух наших выдающихся земляков. И режиссёр спектакля Ренат Аюпов и автор пьесы знаменитый прозаик, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая Камиль Каримов родились на пестречинской земле, в селе Шали.
Собравшись вместе, режиссёр Ренат Аюпов, художник Булат Ибрагимов, хореограф Нурбек Батулла, композитор Зульфат Валиуллин и драматург Камиль Каримов рассказали, в общем-то, очень простую историю, которая неожиданно обрела силу философской притчи.
Под занавес ушедшего года Татарский театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева отметил своё тридцатилетие. Торжество по этому случаю прошло 22 декабря. Дату выбрали не случайно — в этот день 1906 года состоялась первая публичная постановка на татарском языке, и именно эта дата считается днём рождения татарского театра.
Певец Фирдус Тямаев пожертвовал 15 000 рублей на благотворительность
По словам сотрудников театра, артист сам вышел на них с такой идеей. Свой поступок он не комментировал, обозначил лишь то, что делает это из добрых побуждений. Театр, в свою очередь, связался с казанским обществом родителей детей-инвалидов.
Крупнейшие чиновники, бизнесмены и общественные деятели делятся с «БИЗНЕС Online» своими радостями, печалями и надеждами.
Гузель Сагитова, директор татарского театра юного зрителя им. Кариева.
В Казани на сцене Татарского государственного театра юного зрителя им. Г.Кариева прошло торжественное мероприятие, посвящённое 30-летию театра.
Казанских зрителей продолжают удивлять новыми театральными формами. В этот раз отличился Татарский ТЮЗ им. Кариева. Впервые за всю историю, а в этом году кариевцы отмечают 30-летний юбилей, театр поставил спектакль в камерном формате.
Одно из отрадных событий идущего театрального сезона — это обретение
«второго дыхания» в ТЮЗе им. Г. Кариева. Труппа, которая многие годы
не имела крыши над головой и сохранилась в большей степени благодаря
стараниям главного режиссера театра Рената Аюпова.
Эпоха нововведений в татарском ТЮЗе им. Кариева продолжается. С тех пор, как в сентябре этого года на должность директора учреждения была назначена одна из основательниц творческого движения «Калеб» Гузель Сагитова, кариевцы сделали заметный шаг вперед.