(843) 237-62-51
tatar.tyuz@tatar.ru

TAT RU
СМИ о театре
В Казанском татарском театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялась премьера постановки «Ромео и Джульетта». Знакомая всем история любви в ней все та же — двое молодых людей не могут быть вместе, так как их семьи враждуют между собой. Все это, как и завещал некогда Шекспир, заканчивается страшной трагедией.



Кариевский театр показал «Ромео и Джульетту»



В пятницу, 30 сентября, Казанский Татарский театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева открыл 35-й юбилейный сезон. Театр находится в самом расцвете сил - уже не неопытный юнец, но еще не закостенелый старец. А потому в нем продолжают экспериментировать, и эти эксперименты привлекают внимание как молодежи, так и искушенных театров.


Хореограф Елена Музеева рассказывает в своем перформансе о зарождении творчества.


Актер Татарского ТЮЗа им. Кариева Муса Камалов стал абсолютным батыром театрального Сабантуя, который прошел сегодня в Мензелинске. Он победил в финальной схватке по национальной борьбе көрәш, положив на лопатки своего оппонента.



15-го и 16 июня в Татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялись премьерные показы «Йосыфа». Спектакль — один из финальных в этом сезоне, но приурочен к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией и призван популяризировать татарскую классику.



«Сейчас молодежи нужны лидеры»: чему учит тинейджера история пророка Йусуфа




15 июня в Казанском Татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялась премьера спектакля «Йосыф». Режиссером постановки выступил Ренат Аюпов.



В Казани продолжаются мероприятия, организованные в рамках празднования 1100-летия со дня принятия ислама Волжской Булгарией. Одним из них стала премьера спектакля «Йусуф» в Татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева. В основе постановки - поэма булгарского поэта XIII века Кул Гали «Сказание о Йусуфе» и 12-я сура Корана, состоящая из 111 аятов и повествующая о жизни пророка Йусуфа.



ТЮЗ имени Габдуллы Кариева готовит к премьере спектакль «Йосыф», приуроченный к 1100-летию со дня принятия ислама Волжской Булгарией. Одними из первых казанцы смогут увидеть эту постановку 15 и 16 июня.



В разгул пандемии коронавируса театры Татарстана, возмещая отсутствие показов, разместили в Сети архивные спектакли. Сегодня мы смотрим эскиз «Юри сөйләшәү» («Молчанка»), чья жизнь не продлилась дальше показа на лаборатории Tamga, а жаль — это могла бы быть невероятно успешная, как минимум с точки зрения фестивальной жизни, работа с маркировкой 18+.


В парке «Черное озеро» состоялся поэтическо-хореографический перформанс «Многоликий Тукай», посвященный 136-летию со дня рождения известного татарского поэта и публициста.Артисты театра им.Кариева прочитали стихотворения поэта и собственные произведения.

В декабре в Казанском татарском ТЮЗе им Г.Кариева состоялась премьера сказки «Камыр Батыр». Эта постановка оказалась особенной во всех отношениях. Необычна и сама история её создания, и ситуация выпуска спектакля, и наконец, реакция на него критиков и медийных лиц. Он не просто вырос из лабораторного эскиза, как это в последнее время часто случается, «Камыр Батыр» был замешен на дрожжах целых двух лабораторий: II режиссёрской лаборатории «Tamga», проходившей летом 2020 года, и детской (!) драматургической «Лаборатории одной сказки», состоявшейся в августе 2021 года под руководством драматурга, режиссёра, сценариста и педагога Алексея Житковского.
То, что Казанский татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева ставит современные, оригинальные, смелые спектакли, герои которых часто - самые обычные, но от этого не менее, а то и более интересны зрителям - не новость. Однако очередная их премьера - притча «‎Алтынч[ае]ч» - провокация в чистом виде.
В минувшие выходные в казанском татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева состоялась премьера спектакля «Искупление». Первым героем, с которым знакомятся зрители, становится одинокий старик Хай. Остальных персонажей, появляющихся по ходу действия, он словно не замечает, живя воспоминания о покойных и тех событиях, исхода которых изменить уже нельзя. Он из раза в раз проживает послевоенные годы, потерю мечту, ссору с другом, смерть сына и жены, игнорируя настоящее.
Главную роль в «Искуплении» играет Нуриахмет Сафин, заслуженный и народный артист Татарстана, заслуженный артист России. Он - один из основателей театра имени Габдуллы Кариева. В 2021 году актеру исполнилось 75 лет - столько же, сколько и Хаю. который, к слову, по сюжету является монтажером театральной сцены на пенсии. Постановка стала подарком Нуриахмету Валиахметовичу к юбилею.
С 30 ноября по 5 декабря в Казани прошел театральный фестиваль молодой режиссуры «Ремесло». Организаторы представили 13 разных спектаклей из России и Казахстана, среди которых было два кукольных для аудитории старше 16 лет.


5 декабря заканчивается XIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло». Все шесть фестивальных дней параллельно с театральной шла образовательная программа. Ее организацию, как и «Ремесла» в целом, на себя взял Татарский театр юного зрителя имени Г. Кариева. 4 декабря о современном театре, его видах, темах и именах поразмышляли театральные критики Владислава Куприна и Глеб Ситковский. Собеседником приглашенных спикеров неизменно выступал куратор специальных проектов театра имени Г. Камала Нияз Игламов.


Кариевский театр представил первую премьеру сезона — спектакль «Суннатчи бабай» по произведениям Гаяза Исхаки.
Ренат Аюпов, главный режиссер Кариевского театра, несколько раз работал с материалом Исхаки. В частности, в Мензелинском театре он ставил спектакли «Сөннәтче бабай» и «Остазбикә» по его рассказам.


Театр волен рефлексировать о мире свободно: если в фокус его рефлексии попадает табу, от этого никто не проигрывает, а иногда даже выигрывает — сам мир, таким образом лечащий свои язвы и проводящий профилактику катастроф. Можно с полнокровной эмпатией относиться к родителям, пытающимся оградить детей от зла и его опасностей, но театр — небезопасное место. Театр никому не обещал лелеять мораль. Театр юного зрителя не создан по образу и подобию детского сада, как и театр вообще — по образу и подобию школы. Театр — это зона высокого напряжения, зона активного усилия ума. Он играет с чистой рукой: вы всегда знаете, на что соглашаетесь.

Каждому свое. Зрителю — выбор, а театру — поиск, тело, встречи и столкновения с миром. А встречи и столкновения порою бывают летальны.


Театр имени Кариева представил необычное произведение — пьесу «Ак чәчәкләр кебек» («Белые цветы. Отражение») заслуженного врача РФ Равии Мухиной, посвященную 110-летию Габдрахмана Абсалямова и 55-летию романа «Белые цветы».
Мне интересны театры малых городов — и профессиональные, и любительские. Их руководители, режиссеры, актеры — амбициозные, смелые, дерзкие. Они организуют свои фестивали, открывают имена молодых талантливых режиссеров.
По словам режиссера, сила и преимущество театра для ребенка среди других элементов из сферы развлечения заключается в том, что в нем «живой человек со сцены говорит с живым человеком в зале, обмениваясь живой энергией».

Екатерина Гороховская уверена: для того, чтобы заинтересовать ребенка, театр должен идти навстречу своему зрителю. «Сейчас не время вещания, а время диалога, горизонтальных связей. Оно предполагает то, что я не просто приношу какой-то факт или информацию, а даю мотивацию: зачем ребенку это нужно и почему должно волновать, какая связь между этими событиями, как обработать это количество информации и какие связи выстроить», – объясняла она на встрече с журналистами, приуроченной к премьере постановки. – «Дети смотрят на интерпретацию, образное воплощение информации, произведения. Мне кажется, что театр нужен ребенку сегодня для того, чтобы дать альтернативу виртуальной жизни и напомнить, что есть что-то другое».
«Да, меня пригласили в театр им. Кариева. Для меня это первый опыт постановки в этом театре, хотя наше сотрудничество зародилось раньше: их главный режиссер Ринат Аюпов ставил в Салавате спектакль по повести Мустая Карима «Радость нашего дома», — сообщил Ильсур Казакбаев агентству «Башинформ». — Насчет концепции спектакля по повести «Оҙон-оҙаҡ баласаҡ» пока думаем, хочется что-то новое, чтобы не повторять прежние постановки»
Вообще, с позитивными героями в пьесе нелегко. Аниса, к примеру, врет родителям, что беременна, чтобы выйти замуж, но это все сразу забывается в круговороте событий. Председатель Гаптери (Ильназ Хабибуллин) хочет пропиариться за счет Хайдара, у которого редкая кровь — она защищает от СПИДа. Картошка без колорадского жука и уникальная кровь — да за такого Хайдара точно выдадут дочь замуж. Не слишком охотно, конечно, ведь ему 42, а ей 23, к тому же во всей истории ощущается запутанный психологический трюк. И когда мать говорит, что согласна на неравный брак, возникает редкий момент в спектакле, когда видишь трагедию женщины, которая вышла не за того и теперь хочет, чтобы дочь прожила за нее жизнь.
II лаборатория режиссеров TamGa в Казани

Алексей Гончаренко

Татарский ТЮЗ имени Габдуллы Кариева во второй раз провел режиссерскую лабораторию «TamGa». Во время первой режиссеры cами выбирали современные тексты, и в результате в репертуаре появился «Умник» по книге Мари-Од Мюрай в постановке Екатерины Корабельник. В этот раз тема оказалась сложнее – татарские сказки. Не актуальное, цепляющее, а так называемое вечное. Знакомое, но от этого не то чтобы понятное. И дело не только в том, что все знают их наизусть, а в том, что действие в них строится по принципиально иным, додраматургическим законам. И вот это для режиссеров – уже задачка со звездочкой.

На лаборатории «Тамга» в театре им. Кариева выясняли, кому нужен Тукай без сатиры и как сказка о батыре превратилась в историю о мутантах

В татарском ТЮЗе им. Кариева прошла вторая режиссерская лаборатория «Тамга». Здесь вновь размышляли о том, как может и должен развиваться национальный театр для детей и подростков. На этот раз режиссеры не сами выбирали материал, а работали с распределенными между ними сказками. О том, как превратить «наше татарское все» из значка в живого человека и как связаны Бертольд Брехт и Алтынчеч, — в материале «БИЗНЕС Online».
Голосование определило, с какой пьесой (среди других) обязательно будут работать участники режиссерской лаборатории "TAMGA", которая пройдет в Кариевском театре в мае: с "Девочкой с головой волка". Кстати сказать, для лаборатории эту пьесу переведут на татарский язык. Ну а потом, вполне возможно, по "Девочке…" поставят спектакль, и он войдет в постоянный репертуар Кариевского театра.
Несмотря на возрастное ограничение спектакля – 6+, он будет интересен и заставит задуматься даже взрослых. Увлекая зрителей сказочными сюжетами, ярким художественным и музыкальным решением, спектакль предлагает разговор на серьезные темы: победа над искушением и верность долгу, самопожертвование и прощение, дружба и любовь.
Питер Пэн. Мальчик, который не хочет взрослеть. Казалось бы, уже на этом можно было построить спектакль, потому что интеллектуалами отмечается, что нынешнее поколение подростков и молодежи - как раз эти "Питеры Пэны" (после "generation П" - "generation П.П."). Аюпов решил пойти дальше, для него характерны интуитивно-режиссерские вставки современных философских проблем. Он размышляет на тему "зависания" людей в интернете. Логично: подростки пропадают в сети, благодаря деформации мировоззрения не умеют жить в реальности, наивно полагая, что сеть заменит им реальность. Однако становится все только хуже.
Министр культуры Ирада Аюпова в приветствии к открытию фестиваля сказала: «Это замечательный проект, направленный на создание комфортной профессиональной среды для начинающих режиссеров и поддержание молодежного творчества, стал одним из ожидаемых и заметных культурных событий нашей республики».
Всероссийский театральный фестиваль молодых режиссеров «Ремесло» давно стал визитной карточкой Татарстана. Его ждут, обсуждают, его ставят в пример, порой критикуют, но, в любом случае, аншлаги на спектаклях – свидетельство того, что мероприятие востребовано. Можно сказать с уверенностью, что «Ремесло» уже заняло свою нишу в театральном пространстве России. Сегодня фестиваль активно работает на престиж Казани и республики, привлекая гостей из других регионов.
- Я никогда не бывал в Казани, но с огромным удовольствием участвую в открытии фестиваля «Ремесло», - сказал Кама Гинкас, - считаю важным, что молодые режиссеры смотрят друг на друга, учатся друг у друга, как на ошибках, так и на достижениях. Тем более в присутствии серьезного жюри, строгих критиков - господина Олега Лоевского и Владиславы Куприной. Желаю, чтобы этим серьезным людям понравилось то, что они увидят, а участникам - удачи и плодотворного обмена опытом.
Находясь в зрительном зале, каким-то удивительным образом начинаешь буквально дышать в унисон с актерами: жалеешь героев, смеешься над их шутками, с нетерпением ждешь соединения влюбленных пар… Новую постановку зал принял с восторгом: зрители встали со своих мест и начали аплодировать стоя, даже не успев дождаться окончания финальной сцены.
"Гаджеты закрыли, затмили прекрасные отношения между родителями и детьми. Виртуальный мир вынуждает забывать главные ценности, а агрессивный вирус интернета - зло, от которого нам пора лечить души наших детей, возвращать их домой, в семью. И этот спектакль - работа от обратного: через отражение и технологии мы говорим о человечности; через механизацию мы показываем, что сегодняшняя ситуация может привести к обнищанию духовности, превращению в зомби. Ребенка нельзя лишать детства - неотъемлемого этапа формирования человека как полноценной гармоничной личности. Эта идея и лежит в основе спектакля.
Татарский ТЮЗ им Кариева с приходом нового креативного директора Гузель Сагитовой (фанатки татарской культуры, пассионарного руководителя татарского творческого клуба «Калеб») преобразился. Сегодня это один из лучших театров Татарстана, не только среди татарских, но и русских. По творческому исканию, по сильной, умной мысли. Практически классикой стал тонкий спектакль Рената Аюпова «Удивительные приключения кролика Эдварда». Весной прогремел один из лучших спектаклей Ильгиза Зайниева «…Отосланные письма». Зрители стали ломиться в театр.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Работа над спектаклем длилась несколько месяцев, и несмотря на языковые различия — напомним, что Екатерина Корабельник осуществляла постановку на татарском языке, — проблем с языковым барьером в процессе репетиций не возникало. Напротив, режиссёр отметила взаимопонимание и прекрасную подготовку актёров: «по их действиям понимала, насколько правильно и гармонично герои существуют на сцене. За время работы я даже успела выучить несколько татарских слов — "күрсәт", "бир", "тапта".
Мы приходим в театр и даже не задумываемся, как сложно порой бывает актеру. Сегодня он играет грустного и одинокого персонажа, а завтра весельчака. А каков актер на самом деле? Специально для журнала «Идель» артист актер Казанского Татарского государственного театра юного зрителя им. Габдуллы Кариева Булат Гатауллин рассказывает о своих правилах жизни.
В этом году зрителей ожидают сразу три премьерные постановки – это спектакли-участники режиссерской лаборатории «TAMGA», которая проходила в апреле этого года. Это спектакли «Умник» («Йомрыбаш») по повести французского писателя Мари-Од Мюрай в постановке московского режиссера Екатерины Корабельник (премьера запланирована на 10 и 11 октября). Следующий спектакль называется «Пушистая мечта» Александры Сальниковой в постановке Александры Ловянник (премьера состоится 26 октября) и «Питер Пен» в инсценировке Рамиса Назмиева и режиссера Рената Аюпова (запланирована на 22 ноября).
Казанский татарский ТЮЗ им. Габдуллы Кариева после 17-летнего перерыва приедет с гастролями в Набережные Челны. Об этом журналистам сообщили директор театра Гузель Сагитова и ведущий артист театра Ильнар Низамиев.
«Татарки не умеют красиво любить?»: как Ильгиз Зайниев отослал «письма» Аделя Кутуя

Будущий главреж театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев представил в ТЮЗе им. Кариева свою версию «Неотосланных писем» Аделя Кутуя. И в его трактовке потеряли предлог «не»… О том, насколько красноречивой может быть сценография из стульев и простыни и почему соцреалистическая повесть Кутуя стала актуальной в третью волну феминизма, — в материале корреспондентов «БИЗНЕС Online», побывавших на пресс-показе спектакля.



Татарский ТЮЗ имени Г. Кариева организует в Казани музыкальную лабораторию под названием «Наша песня». Ее участники должны создать произведения, которые смогут обогатить татарскую музыкальную сцену.
«С помощью лаборатории нужно будет найти золотой срединный путь для создания песен», – пояснила директор Татарского театра юного зрителя Гузель Сагитова.

Артисты стараются скрыть свое стеснение непристойных фраз и выражений, а режиссер видит то, как теряется экспрессивность произведения при переводе на татарский язык и связывает это с менталитетом татарского народа.

- Наш народ не сквернословит на людях. Может быть мы и ругаемся, но только не вынося этого из дома. И когда мы слышим это слово в общественности или в театре - это катастрофа. Но у нас здесь полная свобода слова. Потому что это лаборатория. Поиски и проба нового. Это огромный плюс для артистов, когда они переходят какие-то рамки повседневной жизни, - уверяет режиссер.
Хорошо, что сейчас существует лабораторное движение. Зрители и руководство театра могут на этапе лаборатории понять, какой из эскизов доделывать, а какой — забыть как страшный сон. Кроме того, такой формат помогает театру решиться на что-то новое. Скажем, сделать спектакль для подростков сложно, но на лаборатории как раз получился хороший подростковый эскиз, с которым можно работать дальше. Вдобавок есть возможность освоить новые пространства театра. Наш эскиз, к примеру, играется в фойе: мы используем гардероб как готовую декорацию.
Татарский театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева представил пестречинцам свой новый спектакль «Шайбу! Шайбу!».
Этот уникальный спектакль результат совместного творчества двух наших выдающихся земляков. И режиссёр спектакля Ренат Аюпов и автор пьесы знаменитый прозаик, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая Камиль Каримов родились на пестречинской земле, в селе Шали.
Собравшись вместе, режиссёр Ренат Аюпов, художник Булат Ибрагимов, хореограф Нурбек Батулла, композитор Зульфат Валиуллин и драматург Камиль Каримов рассказали, в общем-то, очень простую историю, которая неожиданно обрела силу философской притчи.
Национальный театр почти ни у кого не ассоциируется с экспериментами и перфомансами: как правило, местные режиссеры предпочитают классику, обходясь без смелых интерпретаций. Однако в прошлом году хореограф и балетмейстер из Казани Нурбек Батулла получил «Золотую маску» именно за участие в экспериментальной постановке «Алиф». Весь бюджет спектакля составил 47 тысяч рублей.
Ильдар актер, выпускник РАТИ (ГИТИС), режиссер, преподаватель актерского мастерства и режиссуры. Его тренинг основан на уникальной методике, автором которой является русский театральный режиссер и преподаватель Н.В. Демидов. Главная цель «демидовских этюдов» – научить актера освобождаться от внутренних и телесных зажимов.


Под занавес ушедшего года Татарский театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева отметил своё тридцатилетие. Торжество по этому случаю прошло 22 декабря. Дату выбрали не случайно — в этот день 1906 года состоялась первая публичная постановка на татарском языке, и именно эта дата считается днём рождения татарского театра.
Певец Фирдус Тямаев пожертвовал 15 000 рублей на благотворительность
По словам сотрудников театра, артист сам вышел на них с такой идеей. Свой поступок он не комментировал, обозначил лишь то, что делает это из добрых побуждений. Театр, в свою очередь, связался с казанским обществом родителей детей-инвалидов.

Крупнейшие чиновники, бизнесмены и общественные деятели делятся с «БИЗНЕС Online» своими радостями, печалями и надеждами.
Гузель Сагитова, директор татарского театра юного зрителя им. Кариева.
В Казани на сцене Татарского государственного театра юного зрителя им. Г.Кариева прошло торжественное мероприятие, посвящённое 30-летию театра.
Казанских зрителей продолжают удивлять новыми театральными формами. В этот раз отличился Татарский ТЮЗ им. Кариева. Впервые за всю историю, а в этом году кариевцы отмечают 30-летний юбилей, театр поставил спектакль в камерном формате.
Одно из отрадных событий идущего театрального сезона — это обретение
«второго дыхания» в ТЮЗе им. Г. Кариева. Труппа, которая многие годы
не имела крыши над головой и сохранилась в большей степени благодаря
стараниям главного режиссера театра Рената Аюпова.
Эпоха нововведений в татарском ТЮЗе им. Кариева продолжается. С тех пор, как в сентябре этого года на должность директора учреждения была назначена одна из основательниц творческого движения «Калеб» Гузель Сагитова, кариевцы сделали заметный шаг вперед.
В мире встречаются растения-хищники, которые заманивают свою жертву, используя различные приспособления. Чтобы выжить в местах, где почва бедна питательными веществами, они растворяют плоть насекомых, членистоногих. Именно такой цветок во всей красе распускается на сцене кариевского театра в спектакле «Огненный цветок» по одноименной пьесе З.Хуснияра. Режиссер И.Камалиев превратил огненный цветок в структурообразующий образ постановки...
В Казанском татарском ТЮЗе имени Г.Кариева состоялась премьера спектакля «Огненный цветок» по пьесе Зиннура Хуснияра, привносящего в татарскую литературу новые темы, сюжеты и новых героев.
Гузель Сагитова: «Первым делом я избавилась от искусственных цветов в фойе». Новый директор татарского ТЮЗа о надеждах Ирады Аюповой, самом низкооплачиваемом режиссере РТ и желании получить здание от минобороны

Артисты театра Кариева играют в сторону Киблы: 24 важных факта о татарском ТЮЗе и его новом здании
«Чиксезлеккә!» («К бескрайности!») -- так обозначил Татарский ТЮЗ им. Г. Кариева свой вектор развития в новом сезоне. Автором перформанса со столь символическим названием, в котором приняли участие студенты театрального училища, является Н. Батулла.
В небольшом Буинске (республика Татарстан) прошел второй международный театральный фестиваль "Буа: Пространство диалога". Свои спектакли на фестивале показали труппы из Казахстана, Уфы, Казани, Набережных Челнов, Чебоксар, Йошкар-Олы, Оренбурга, Баку, Глазова, Альметьевска, Москвы и самого Буинска.
Мероприятия творческого объединения «Калеб» будут представлены на площадках Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева. Об этом рассказала сегодня на первой пресс-конференции новоиспеченный директор театра Гузель Сагитова.